История визитки
- В России первые визитные карточки появились во времена правления Екатерины II, во второй половине XVIII века. Русские визитки того времени практически не отличались от французских аналогов, та же роскошь в оформлении, вычурные вензеля и родовые гербы. Как и в Европе, визитные карточки были привилегией высокопоставленных дворян. Визитные карточки, или, как их ещё называли в России, визитные билеты, со временем получили более широкое распространение. К середине XIX века визитками пользовались не только лица благородного происхождения, но и купцы, чиновники средней руки, люди искусства.
- Несмотря на массовое распространение визитных карточек в России это удовольствие было не из дешёвых. Так за 100 карточек в столичной типографии нужно было выложить не менее 10 рублей, учитывая, что месячная зарплата рабочего средней квалификации в те годы составляла 15 рублей. Правда, некоторые типографии освоили изготовление заготовок для визитных билетов и даже специальных, в размер визитки, конвертов к ним, что было конечно дешевле заказных визиток. Любой желающий мог вписать в заготовку своё имя и фамилию, наклеить марку на конверт, написать адрес и отправить визитку по почте. Выпускалась и специальная бумага для визитных карточек с буквами по углам: «П» значила поздравление, «О» – отъезд, «Ж» – желание осведомиться о здоровье, «В» – возвращение из поездки. Если визитка вручалась не лично в руки, загибался один из углов с буквой соответствующей цели визита (на карточках без букв в углах, в таких случаях, загибался верхний правый угол или правая сторона по всей ширине).
Визитные карточки использовались не только жителями столичных городов. В Самаре в 80-х годах XIX века визитные карточки заказывали в типографии Сербулова, в 90-х - в типографиях Новикова и Щелокова, а в начале XX в. - в граверной мастерской Фейгельмана и в губернской типографии. В фондах Самарского краеведческого музея хранится самодельный альбом из синей бумаги, в котором наклеены визитные карточки второй половины XIX - начала XX вв. представителей различных сословий – дворян, купцов, мещан. Большинство визиток принадлежало известным самарским купцам (Курлиным, Шихобаловым, Аржановым, Аннаеву, Бурееву, Сурошникову и др.). На первой странице альбома надпись: «Самарскому Городскому Музею - К.Головкин 1917 г.» Эту коллекцию в музей передал известный самарский купец и меценат, художник и краевед Константин Головкин. Тот самый Головкин, бывшая дача которого на берегу Волги известна самарцам как легендарный «дом со слонами».
(Изображения визиток с сайта Самарского областного историко-краеведческого музея)
- За долгие годы существования визитная карточка не раз меняла свой внешний вид или, говоря современным языком, дизайн. Помпезные визитки знати екатерининской эпохи, минимализм карточек буржуазии середины XIX века, модерновые визитки начала прошлого столетия со скруглёнными углами и золотым обрезом, странные для современного человека надписи и необычное оформление визитных карточек творческой интеллигенции прошлого века. Так, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе, Иван Бунин заказал в Париже визитку следующего содержания: Yvan Bounin Immortel - Иван Бунин, Бессмертный.
- А вот такую визитную карточку приложил к своему письму Столыпину в 1907 году мыслитель (так он себя называл в письме) Лазарь Авдеевич Тухманов –Туманов:
(из фондов РГИА)
- Люди искусства удивляли современников не только содержанием своих визиток. Великий каталонский архитектор Антонио Гауди, который знаменит причудливо-фантастическими зданиями Барселоны, построенными в стиле на стыке модерна и готики, в конце XIX века «повернул» визитку на 90 градусов и стал автором вертикальной визитной карточки.
- После революции в истории российской визитки наступил более чем полувековой перерыв. Визитная карточка была объявлена чуждым классовым элементом и пережитком буржуазного прошлого. Долгие годы в СССР визитками пользовались только дипломаты, крупные партийные и советские деятели.
- Визитная карточка вернулась в нашу страну вместе с горбачёвской перестройкой. В киосках Союзпечати стали появляться в продаже заготовки визиток с двумя линейками для надписи и незатейливым орнаментом по краям. Малиновый пиджак и визитка, тиснённая «золотом» на чёрном глянцевом картоне, стали символом успешности. Представителей, внезапно появившегося класса новых русских предпринимателей, именовавших себя не иначе, как иностранным словом – бизнесмен, нисколько не смущало, что в Европе чёрные визитки с золотым тиснением использовали исключительно представители ритуальных контор. Шло время, китчевые чёрно - золотые визитки, сменили более стильные визитки, но основным способом изготовления визитных карточек, оставалось горячее тиснение фольгой. Именно по этой технологии, 20 лет назад одна из первых в Самаре фирма «СТЭМП» освоила печать визитных карточек.
- Всё течёт, всё изменяется. Старая добрая визитная карточка основной целью, которой было засвидетельствовать почтение, превратилась в business card. Качества современной визитки стали более деловыми, практически канули в лету милые традиции загибать уголок карточки, мало кто знает, что обозначают буквы p.r. или p.f.c., написанные на визитной карточке ручкой.
- Ещё пару лет назад, верхом инженерной мысли казались визитные карточки – CD или визитки со встроенной флеш-картой. Вставил в компьютер – и вся информация на твоём мониторе. Но в век мобильных технологий, когда современный человек не представляет себе жизнь без планшета и смартфона, флешки и CD уже вчерашний день. Фирма «СТЭМП» предлагает вам новую услугу QR-код на вашей визитке. Вы не знаете что такое QR- код? Не вдаваясь в технические подробности, выглядит это вот так:
-
- Или так:
-
- Теперь не нужно переписывать контактные данные с визитки в свой мобильник. Стоит поднести визитку к камере вашего смартфона или планшета и вся информация автоматически считывается вашим гаджетом.
- Да, чуть не забыл, надпись «p.r.» (pour remercier) – означает - чтобы поблагодарить, а «p.f.c.» (pour fairе connaissance) – выразить удовлетворение знакомством.