Старейший театр Самары. Расположен по адресу: площадь Чапаева, 1, Самара
История театра началась более 160 лет назад.
[spoiler]
Первая профессиональная труппа в Самаре появилась в 1851 году, в год, когда Самара стала губернским городом. Актёры антрепризы Стрелкова, выступали в доме купца Лебедева, расположенном на берегу Волги на улице Успенской (ныне Комсомольская).
12 мая 1854 года дом Лебедева сгорел. В октябре 1855 года на Хлебной площади на средства горожан, был открыт новый театр. Деревянное здание театра перестроили из амбара.
Это здание на Хлебной площади изобразил самарский художник Георгий Петрович Подбельский.
В 1870 году на сцене этого театра в драме Писемского «Горькая судьбина» играла роль Лизаветы девятнадцатилетняя Пелагея Стрепетова. Партнерами были замечательные артисты: Александр Ленский, Модест Писарев, Мария Савина, Павел Орленев и другие.
В 1886 году городская дума ассигновала 88 тысяч рублей на строительство каменного здания театра.
К октябрю 1888 года в Самаре было окончательно завершено строительство здания городского театра. Первого октября здание театра было освящено, а второго октября на сцене нового городского театра состоялся первый спектакль.
Здание самарского городского театра очень напоминало Театр Корша в Москве (сейчас в это здание занимает Театр наций). Оба построены по проекту Михаила Николаевича Чичагова, но не только это их роднит, самарский театр стал практически "младшим братом" московского театра.Здание театра Корша в Москве
Кроме внешнего сходства чугунные колонны для балкона и амфитеатра самарского театра заказали на заводе братьев Бромлей в Москве по рисункам как для театра Корша. Первые декорации и главный занавес изготовил для Самары Александр Степанович Янов, который служил в это время художником в театре Корша.
Янов был хорошим приятелем Чехова. Когда Л.Н. Трефолев попросил у Антона Павловича порекомендовать ему художников для оформления сборника стихов, Чехов посоветовал обратиться к Янову, о котором писал: "Художник-славянофил. Изображает на страх врагам душегрею Марфы Посадницы, чару Ильи Муромца и проч…".
На занавесе самарского театра Янов скомпоновал виды Самары.
Газовое освещение для городского театра делал заведующий осветительной частью всё того же театра Корша Коптев, который надолго задержался в Самаре став механиком городского театра.
В зрительном зале вновь построенного городского театра было 1123 места. На строительство театра из городской казны было ассигновано 88 000 рублей, фактически потратили более 140 000.
Стоимость билетов в театр имела весьма большой разброс. Так ложи литерные бенуара -стоили 6 руб., в бельэтаже литерные против и около сцены 7 руб., остальные 6, в третьем ярусе литерные - 5 руб., номерные в бенуаре - 5, остальные -3 руб.
Кресла 1 ряд- 2 руб. 2 -1 руб. 75 коп., 3-4 ряд – 1.5 руб., 5,6,7 - 1.4 руб., 8-10 ряд -1.25, остальные по 75 коп.
Амфитеатр 1 ряд-75 коп., 2 ряд - 65 коп., остальные - 50 коп.. Галерея - 35 коп.
Приличный доход в городскую казну приносил сдаваемый в аренду театральный буфет. Арендная плата составляла 3005 руб. в год, и плата акцизному ведомству за продажу алкоголя до 600 руб.
Так чем же потчевали самарских посетителей в театральном буфете? Начнём с напитков: рюмка простой очищенной водки установленного образца вместимостью 1\200 ведра (61,5 гр.) – 10 коп., такая же рюмка специальных водок – 15 коп., рюмка коньяку 1\400 ведра -15 коп. Притом подаётся бесплатно закуска из селёдок, копчений, солений, колбас, масла, редьки, редиски, сыров, во всяком случае, не менее 5 сортов.
Сельтерская вода – 15 коп. за бутылку, лимонад газес здешний – 20 коп., привозной -25, бутылка ланенской воды -75, пиво местное – 20 коп., столичное – 25.
Вина по ценам магазинов Егорова, Жукова, Журавлёва, за бутылку ценностью до 2 руб. с надбавкой 50%, свыше - 40%.Чай с лимоном или сливками – 10 коп. стакан.
Бутерброды -10 коп., со свежей икрой – 15,
Пирожки всех сортов -10 коп.
Всякие холодные закуски не дороже 75 коп.
Мороженое всякого сорта – 30 коп.
Пирожное всех сортов – 5 коп.
Буфет начинал работать до начала спектакля, не закрывался для посетителей во время действия и продолжал работу ещё час после окончания представления.
Самарский академический театр оперы и балета
Адрес театра площадь Куйбышева, 1, Самара
Музыкальный театр в Самаре был основан в 1931 году. Первый сезон был открыт оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Балетная труппа театра была основана в 1933 году. 18 февраля 1982 года театру было присвоено почётное звание «академический».
Массивное серое здание театра на площади Куйбышева представляет собой яркий пример архитектуры 30-х годов. По мнению некоторых искусствоведов, «грандиозный памятник позднего "пилонадного стиля", к которому добавлена брутальная классика». Здание театра выполнено в стиле неоклассицизма. Оно было построено в тридцатых годах ХХ века по проекту Ноя Троцкого, архитектора ленинградского Дома Советов. Поначалу здание планировалось как дворец культуры, но затем в центральной части здания разместился театр оперы и балета. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом крыле — спортивная школа и художественный музей.
В 2006 году началась реконструкция здания. К 2010 году, юбилейному сезону театра, реконструкция завершилась.
До революции площадь Куйбышева называлась Соборной площадью. В центре площади был расположен кафедральный собор. В 20-х годах площадь была переименована в Коммунальную.
В 1930 году Кафедральный собор взорвали, его разрушение продолжалось до лета 1932 года. 3 ноября 1931 года Средневолжским краевым исполкомом было принято постановление о строительстве Дома культуры на месте собора. Строительство было завершено в ноябре 1938 года.
В 1935 году Коммунальная площадь была переименована в площадь имени Куйбышева, а через три года на ней был воздвигнут памятник В. В. Куйбышеву.. Памятник перед дворцом изваял Матвей Манизер, а вот две фигуры в нишах фасада строящегося дворца: рабочего с книгой и физкультурницы с мячом, поручили изготовить местному скульптору Акимову.
Скульптура рабочего
Скульптура физкультурницы
Василий Петрович Акимов родился 26 марта 1894 года в селе Елховка Самарского уезда.
Акимов лепил скульптуры физкультурницы и рабочего в помещении строящегося дворца. Тут же фигуры по частям отливались из бетона и монтировались на фасад.
Рабочий это автопортрет скульптора в молодости. А вот по поводу прообраза физкультурницы существует две версии. Некоторые источники утверждают, что Акимов лепил фигуру со своей жены, но старые работники Самарского театра оперы и балета единодушны во мнении, что скульптор изобразил Марию Николаевну Шуман, свою давнюю знакомую. В годы войны Мария Николаевна была диктором Совинформбюро после его эвакуации в 1943 году в Куйбышев, а в конце жизни работала бухгалтером в Оперном театре. Умерла она в начале 90-х в очень преклонном возрасте.
В годы Великой Отечественной войны в Самару (тогда город назывался Куйбышев) эвакуировали Государственный Большой театр СССР. За 1941—1943 годы ГАБТ показал в городе 14 опер и балетов. На сцене театра выступали всемирно известные певцы: Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали Самуил Самосуд, Юрий Файер, Александр Мелик-Пашаев.
Историческим событием стала премьера на сцене Куйбышевского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 года в эвакуации в «запасной столице» и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 года.